Воспоминания местных жителей о старце Филарете

← назад в ленту

Воспоминания местных жителей о старце Филарете

Недалеко от села стоит высокая Филаретова гора (1700 м). Она как бы возвышается над селом. Но в нашем селе её называют просто – Филаретка. И все жители с детства знают, что названа она так в честь старца Филарета, жившего когда-то на этой горе.

Гора Филаретка. Уймонская долина Горного Алтая

С той поры, когда жил Филарет, прошло около ста лет. Получить точные сведения о его жизни, не опираясь на архивные данные, невозможно. Люди передавали сведения о нем из поколения в поколение, и многое исказилось. Достоверно известно лишь то, что семья Железновых приехала в эти места с Вятки, а Филарета – одного из сыновей Калистрата Железнова в миру звали Федором. Когда он постригся в монахи - взял себе имя Филарет.

Дальше начинаются расхождения. Возможно, это было еще в России, когда вернулся домой после 25-летней службы в царской армии. Женился Федор еще до армии и родился у него сын Иван. Поэтому Федор, прежде чем принять такое решение, попросил разрешения у семьи.

Но есть версия, что Филарет ушел в иноки, уже живя здесь. Родословная, находящаяся в музее, составлена по рассказам Железнова Кирьяна Викторовича (1918-1995), правнука Калистрата. По его рассказам, Филарет был одним из пяти сыновей Калистрата, а по рассказам прямых потомков Филарета - Болтовских, Филарет был братом Калистрата, а их отца звали Филаретом, и у него был еще третий сын Иван.

В России семья Железновых жила бедно. На пять сыновей была лишь одна лошадь. Со слов Кирьяна Викторовича, Калистрат Железнов – отец пяти сыновей – слыша рассказы людей, побывавших в Сибири, всегда мечтал, чтобы уехать в вольные края. Он посоветовался со своим старшим сыном Филаретом, и они решили послать на Алтай ходоков, среди которых был и сам Филарет. Было это в 1863 году. На Алтай они прибыли в 1864 году.

Вернувшись домой, они рассказали, что люди на Алтае живут богато и свободно, их не притесняют власти и никонианская церковь. Там много диких зверей, птиц и рыбы в реках, и в 1867 году Калистрат вместе со своими детьми и их семьями в апреле отправились в неблизкий путь. До места они добрались в октябре. Первое время жили в землянках. Затем себе построили небольшие избушки – времянки. А с годами Железновы поставили себе добротные, крепкие дома.

Филарет был грамотным человеком и хорошим плотником. Он помогал строить дома своим племянникам, а на берегу Катуни, где располагалось большое село, с его помощью была построена церковь (молебный дом). В 40-е годы его перевезли в Мульту под склад. Потом, переставив на новое место, организовали в нём клуб. Этот дом и сейчас стоит в нашем селе (дом Кучегановых).

Далее в рассказах Железновых и Болтовских есть расхождения. Кирьян Викторович Железнов рассказывал, что когда семья Железновых приехала из России, они поставили свои дома сразу на том месте, где сейчас располагается наше село. А по рассказам Болтовских они сначала расположились в селе на берегу Катуни. Там же жила и семья Филарета.

После 1917 года его начинают преследовать как человека верующего. Говорили даже, что он - фальшивомонетчик. Еще говорили: на горе он нашел золото, но не хотел отдавать его своим братьям, так как золото – это зло. Первое время он еще приходил домой за продуктами, чаще ночью. Дом был с подвалом, и он проходил в комнату через него. Однажды зимой, когда он пришел домой, его предупредили, что возле дома караулят его преследователи. Алтаец, который был у них в работниках, дал ему свою одежду. Филарет, переодевшись, вышел и погнал поить скот на Катунь. Больше он не приходил до лета. А летом, когда он появился в последний раз, он принес катарушку и валек.

Родственники носили ему продукты и домотканую одежду на условное место. Ходили к нему Ожигова Лукерья Ивановна, Ожигова Капитолина Ульяновна и Болтовская Любовь Семеновна. Сначала он спускался им навстречу, а в последние годы отказался от встреч с родственниками. Живя на горе в келье, которую он срубил из кедровых бревен, Филарет питался ягодами, орехами и тем, что ему приносили из деревни. Вырезал себе деревянные ложки, чашки. Очень много времени он уделял молитве, переписывал древнеславянские церковные книги. В келье было два помещения. Одна комната мирская, а во второй он молился. На кровати вместо подушки у него был деревянный пень с углублением для головы. Они и сейчас хранятся в некоторых семьях.

Еще два случая из жизни Филарета рассказала Ленская Валентина Тимофеевна. Дед Филарет был настолько мал ростом, что, однажды, спасая Филарета от преследователей, алтайцы увезли его в сумине, а в другой раз посадили его у костра, переодели в алтайскую одежду, вымазали сажей и даже дали ему трубку, чтобы его не узнали.

День похорон он назначил сам (в Пасхальную неделю). Оставил в условном месте записку на бересте, написанную древнеславянскими буквами. Когда пришли родственники, он уже лежал в домовине в чистой одежде. Могила была вырыта рядом возле кедра. Здесь его и похоронили. Не удалось узнать год смерти Филарета.

Из книги В.Рудина «Тропа над пропастью»: «Филаретовой горой местные жители называли сопку потому, что жил там будто бы в прошлом веке некий старец Филарет. Почитался у кержаков чуть ли не святым, и иные женщины, не смотря на мужнины тумаки, лазили будто наверх, к старцу, кто вымолить ребенка, кто замолить грех». Но все местные жители утверждают, что Филарет жил в начале ХХ века, а Казанцева Марина Калиновна рассказала нам такой случай, что, когда ее мама была молодой, она топила печь в избе, где собирались комсомольцы на свои собрания, и однажды услышала, что они хотят поймать Филарета. Она передала это родственникам, и Филарет смог уйти.

В 1968 году на Филаретову гору в поисках кельи ходили Железновы : Панкрат Винитович и Кирьян Викторович (праправнук и правнук старца), а с ними - Огнев Максим Маркович. Ходили они весной и келью нашли не сразу, а только на следующий день утром. Келья находилась на северо-восточной стороне между вторым и третьим мысом возле крутой скалы. От кельи осталась лишь часть сруба, а рядом под скалой лежали кедровые поленья. У сруба внутренняя часть бревен была отесана, углы были очень плотно подогнаны в пазы. На скале они высекли: «Могила отца Филарета», 1864, 1968 и свои фамилии. Скорее всего, 1864г. – это год, когда Филарет впервые попал в эти места.